(Генрих Гамбс (1765-1831), его дети Петр (1802-1871), Эрнест (1805-1849), Густав (1806-1875) и внук, старший сын Петра – Генрих (1832-1882).)

Конец XVIII начало XIX века характеризуется, бурными политическими событиями и серьезными переменами на политической карте Европы.

В России, в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были Екатерина II и придворная аристократия. Влияние двора распространялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель. Быстрый рост городов, серьезное дворцовое строительство обеспечивали большую потребность в добротной, современной мебели. Русских мастерских не хватало для покрытия спроса. Это и обусловило появление в России большого количества иностранной мебели и иностранцев мебельщиков. Если в начале правления императрицы Екатерины в 1762 году, мебели не хватало даже для двора, то к 1790-м уже была создана мощная мебельная промышленность, заложившая основу для расцвета русского мебельного  дела в первой половине XIX века. По данным известного путешественника И. Г. Георги в 1794 году русская гильдия столяров-мебельщиков состояла из 124 мастеров, 285 подмастерьев и 175 учеников. 

             

Стиль классицизм, возникнув в середине 1760-х во Франции и Англии, достиг Германии и России только к 1770-м годам. Одним из ярких представителей этого периода являлся немецкий мебельщик Давид Рентген, поставлявший мебель королевским дворам Франции и Германии, а с 1784 года  и Российскому императорскому двору в новом, классическом стиле. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письменные столы. В мастерских Рентгена в Нейвиде работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Одним из его лучших и талантливейших учеников и был Генрих Гамбс(1765-1831), которому и посвящается данное исследование. Прибывший в Россию в последний (четвертый) приезд Рентгена с транспортом мебели для петербургской знати. 

Гамбс, очарованный красотой "Северной Пальмиры" и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в "согласие" с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, "между английской пивоварней и госпиталем".

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д.

Из объявления в “Санктпетербургских ведомостях”, “механик Гамбс … открыл сего ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме Еропкиных магазин для продажи всяких мебелей”. В доме Еропкина магазин находился до начала ХIX  в., когда здание это было разобрано. Дату переезда магазина уточняет исследователь творчества Давида Рентгена - Б. Герес, сообщая, что в 1801 г. он уже находился на Большой Морской. Однако через несколько лет магазин снова переменил место – в 1809 г. он размещался уже в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме №18 по Итальянской улице (ныне этот дом рядом с Пассажем). Здесь магазин находился до 1850-х гг., привлекая жителей города выставкой образцов мебели. Качество мебели было просто отменным, и поэтому он быстро стал одной из достопримечательностей Петербурга.

    По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. По некоторым сведениям под её покровительством были такие интересные личности, как Николай Фай в качестве «токарного мастера» и учителя, Леберехт обучающий её медальерному искусству, Георг Кениг, учивший императрицу резьбе камей и инталий и, согласно нашему предположению, Генрих Гамбс, обучавший будущую императрицу мебельному делу. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и  письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет  экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые  применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.

 Безукоризненно исполненные предметы “изысканного вкуса” (как их характеризует Гамбс) понравились Екатерине II. В июле 1795 года Гамбс и Отт подают пространную “Памятную записку” на имя Екатерины II. В этой записке они объясняют задачи организации своей мастерской в Петербурге и предлагают меблировать Новый дворец великого князя Александра в Царском Селе. Гамбс обещает отремонтировать старую мебель своего учителя Рентгена в Эрмитаже, “все части которой, особенно механические, крайне пострадали ”. “Записка” была прочитана Екатерине II, и решено было принять мастерские для дворцовых работ, “если работы их будут простее и дешевле”.

 С этого момента  начинается деятельность новой мебельной фабрики для двора. Судя по документам, уже в декабре 1796 года в Зимний дворец поступает бюро, сделанное Гамбсом. С этого времени на протяжении почти сорока лет все ответственные работы  для дворцов Петербурга выполняются фирмой Г. Гамбса. В предметах сделанных на фабрике И. Отта и Г. Гамбса в первые годы ее существования, в значительной мере ощущается влияние работ Д. Рентгена, но постепенно влияние утрачивается.

Огромное количество мебели для дворцов Павла I, и в частности для Михайловского замка, поставляет фирма «Отт и Гамбс». Главным видимо, был Отт, потому что документы в первое время подписываются им. Он выступает как глава фирмы. Выбор мебели для дворцов производит Бренна. Это – мебель красного дерева, отделанная латунью и бронзой.

 Изготовляется большое количество бюро самых разнообразных форм, туалетов, комодов и других предметов корпусной мебели. Особой новинкой для петербургских заказчиков в работах Отта и Гамбса явилось использование вставок из стекла. Сначала стекло, чаще цветное, расписывалось, а затем, под стекло подводилась зеркальная амальгама. Техника эта носила название «эгломизе» по имени ее изобретателя, французского художника. На Западе, однако, в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок, коробочек и совершенно не применяли ее в мебели. В России же эту новинку использовали и в предметах большого размера. Огромное бюро, часы трехметровой высоты, столики, выполненные в этой технике, и сейчас находятся в Павловском дворце-музее.

Мебель, сделанная на фабрике Отта из красного дерева с латунью и бронзой, носила в России название мебели стиля «жакоб», по имени знаменитого французского мебельщика конца XVIII – начала XIX века, с работами которого она имела мало общего.

Мебели Отта и Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России.

После 1800 года имя Отта из документов архива исчезает. Видимо, единственным владельцем мебельной фабрики становится Г. Гамбс. В начале XIX века Г. Гамбс много работает по чертежам Воронихина. Сотрудничество это было весьма плодотворным, в чем можно убедиться, посетив Павловский музей. Здесь преобладает мебель из красного дерева с резьбой, окрашенной под темную или зеленую бронзу, с очень сдержанным применением позолоты, подчеркивается лишь красота формы.

В убранстве воронихинских помещений встречаются бюро, шкафчики-секретеры, консоли из красного дерева с бронзой и тонкой латунной инкрустацией по черному дереву. Все они замечательны безукоризненной отделкой. Исполнителем этой замысловатой мебели  по рисункам Воронихина был Гамбс, который продолжает работать для Павловска.

 

 Оригинальность формы и конструкции, а также красота отделки характерны для всех предметов вышедших из мастерской Гамбса: «Довольно  известно, что мебельное мастерство доведено у нас, а особливо в здешней столице, до совершенства: преимущественно же перед всеми отличается придворный механик Гамбс.  Его изобретательный ум в вымыслах неистощим: красивые рисунки, удобство для употребления, чистая отделка, наилучший подбор дерева и прочность суть всегдашние неизменные качества всех его работ…Истинно Г. Гамбс есть гений в своем роде. Сей искуснейший художник, сорок лет производящий  свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая ему похвала была бы излишня. Произведения его украшают все дворцы императорские», - говорилось в «Описании первой публичной выставки» в 1829 году.

Немало этой красивой и прочной мебели расходилось по городским домам и дворянским усадьбам. Мебель Гамбса была настолько известна своим отменным вкусом и качеством, что читая литературные произведения того времени, мы довольно часто встречаем упоминания о ней. Например, А. С. Пушкин в незаконченном отрывке “Мы проводили вечер на даче…” писал об одном из героев, что он дремал “в Гамбсовых креслах ”. Отметим также, что и сам Александр Сергеевич пользовался мебелью Гамбса. Так, в счёте «Господину Пушкину» в 1832 г. перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал у Гамбса, среди них - маленький письменный стол, кресла, кушетка, диван, ширмы грушевого дерева «в готическом вкусе». По свидетельству современников, фирма Гамбс исполняла также мебель знаменитого «Нащокинского домика». Ко дню рождения в 1735 г. поэт получил в подарок кресло из мастерской Гамбса, которое стояло в его кабинете в квартире на Мойке и сейчас находится в экспозиции музея А. С. Пушкина.

Вещи, купленные у Гамбса, было принято преподносить в подарок в праздничные дни и на новоселье:

“В креслах Гамбсова изделия,

Что дарят на новоселья,

Дама знатная сидит…”

Пишет поэт И. Мятлев в «Сенсациях госпожи Курдюковой».

« Гамбсова мебель» широко бытовала и в русской усадьбе, о чем мы встречаем упоминания у русских писателей (И.С. Тургенев «Отцы и дети», в «Обрыве» И. А. Гончарова).

В 1831 г. основатель фирмы Генрих Гамбс умирает, но изделия фирмы ещё долгие годы продолжают пользоваться прежней славой. Известно, что ещё в 1828 г. совладельцем фирмы стал старший сын Генриха Гамбса - Пётр, который сразу же активно включился в работу фирмы и именно ему принадлежит основная роль в деятельности фирмы последующих лет. Ещё при жизни отца он изготавливает мебель для Старого Эрмитажа, первой выставки мануфактурных изделий 1829 г. и в 1830г. для Зимнего дворца. В 1840-1850-х гг. он также выполняет разные заказы для Зимнего дворца и создаёт специальную музейную мебель для строящегося здания Нового Эрмитажа. Причём наряду с мебелью красного дерева исполняет гарнитуры из ореха, тополя, волнистой берёзы, розового дерева, резного золочёного дерева, а также расписную мебель.

     В 1830-х гг. совладельцем фирмы становиться ещё один сын Генриха Гамбса - Эрнест (названный в некоторых архивных документах Аристом), имя которого упоминается в связи с покупкой мебели А.С.Пушкиным.

Как и ранее, наряду с выполнением новой мебели фирма производила реставрационные работы. Так, например, за участие в возобновлении Зимнего дворца после пожара 1837 г. получили медали 130 сотрудников фирмы. Это указание чрезвычайно интересно, так как, по существу, является первым свидетельством того, какой большой штат имела фирма в конце 1830-х гг. Наряду с «мастерами столярного мастерства», в ней трудились чертёжники и живописцы, а также в эти годы работал ещё один сын Генриха Гамбса - Густав.

     В 1840-1850 гг. в жизни фирмы вступает новый этап, когда основной продукцией, в связи с изменением стиля, становится комфортабельная и удобная мебель из ореха, изогнутых форм, обитая обычным штофом или ситцем, а позднее - стёганой кожей. Подобная мебель составляла обстановку Петергофского, Гатчинского и Зимнего дворцов. Она также получила широкое распространение в особняках, усадьбах и столицы и провинциальных городов, являясь необходимой и модной принадлежностью интерьера. Именно мебель этого периода получила название «Гамбсова мебель» - синоним добротности в мебельном искусстве. Упоминания о ней мы встречаем в романах Гончарова и Тургенева. Так, у Тургенева в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете. На широком Гамбсовом кресле». Знаменитые «Двенадцать стульев» из ореха были также исполнены Гамбсом.

.Последние годы фирмы Гамбса, а также причины, по которым она прекратила своё существование – неизвестны. Можно предположить, что с бурным развитием фабричного или точнее машинного производства мебели наследники закрыли мастерскую. И поскольку в путеводителе по Петербургу, изданном в 1874 г., где приводятся сведения о мебельных заведениях столицы, имя Гамбса вообще не упоминается, можно предположить, что фирма перестала существовать в 1860-х гг.

    

 

      НА ГЛАВНУЮ | О НАС | КАТАЛОГ| ОТДЕЛ ПРОДАЖ | КОНТАКТ

 

 

Свяжитесь с нами по Email:sales@russianempirefurniture.com

или по телефону +62 291 595920, 596138

Copy Rights © 2002 Antik Jaga Furniture Все права защищены

 
 
Hosted by uCoz